Стоит ли покупать вино в картонных пакетах? Вина в тетрапаках. Отзывы, рекомендации Вино в картонной упаковке

Возрастное ограничение: 18+

Наверняка многие из вас даже внимания не обращают на полки с вином в так называемых тетрапаках - картонных коробках. Ёмкость такой коробочки обычно составляет два или три литра, иногда один литр. Стоят такие вина недорого, и среди большинства людей бытует мнение, что в тетрапаках продаётся один треш - всякая бормотуха для тех, кому лишь бы напиться и забыться.

На самом же деле это не так. Точнее, не совсем так. В тетрапаках продаётся не только ужасное вино, в них продаётся и вполне приличное вино эконом-класса - причём содержимое этих коробок не отличается от содержимого стеклянных бутылок аналогичного вина того же бренда. Коробка, на самом деле - тара удобная и для производителя, и потребителя. Она дешевле бутылки, легче, её нельзя разбить, она более транспортабельна (в одну большую коробку войдет больше параллелепипедных коробок, чем бутылок). Но один из главных минусов любого «коробочного» вина, конечно - это эстетический фактор.

Однако вино в коробках и не предназначено для эстетов. Оно скорее для тех случаев, когда уровень и вкус вина - не главное; для больших компаний, для пикников, шашлыков и тому подобных мероприятий. При этом вино в тетрапаке может быть вполне приличным - хотя признаю, что ждать от него чего-то сколь-нибудь выдающегося никак нельзя.

Я заглянул в четыре супермаркета: Ашан, Седьмой Континент, Перекрёсток и Пятёрочку. Да, действительно, большинство ассортимента вина в картонных коробках - что-то непонятное, из серии «лучше не покупать». Это Vinogor по 200 рублей за два литра и другая продукция российских «виноделов». Скорее всего, это бросовое импортное вино, которое ввозят к нам по 40 центов за литр - в ряде случаев ещё разбодяженное сахарком, чтобы стало полусладким.

Но пару приличных экземпляров я нашёл. В Ашане оказалась Isla Negra - это простенькое, но известное чилийское вино (из серии «можно пить, но скучно»), которое продаётся там по 650 рублей/3 литра. Для сравнения: бутылка 0,75 литра Isla Negra стоит в Ашане чуть больше 250 рублей. Экономия получается почти 350 рублей - немало! Кстати, Isla Negra продаётся и в алкомаркетах, где стоит 1000-1100 рублей за картонный пакет ёмкостью 3 литра. Обычная бутылка - 310-320 рублей, то есть экономия выходит не очень существенная.

В Перекрёстке нашлось вино Cono Sur Tocornal по 1000 рублей/3 литра. Бывает оно и в алкомаркетах, например, в Ароматном мире. При цене обычной бутылки чуть выше 300 рублей экономия выходит в 250-300 рублей. И это вино тоже, как и Isla Negra, можно пить без какого-либо опасения, оно вполне приличное, хотя, опять же, простенькое и скучноватое. Но никак не бормотуха.

Кроме того, в тетрапаках ещё продаётся, например, весьма приличное для своего ценового сегмента вино Galitos из Португалии.

В общем, я бы не стал с презрением относится к любому вину в картонных коробках. Если вам нужно много вина «эконом-класса», то тетрапаки вполне стоит рассмотреть как вариант: с ними вы не только сэкономите, но и выиграете в плане практичности (не разобьёте, да и весит одна 3-литровая коробка с вином куда меньше, чем 4 бутылки по 0,75 - не говоря уж о том, что она значительно компактнее).

Что касается стран, то лучше всего в данном случае выбирать Чили. Российские вина в тетрапаках часто и есть, к сожалению, та самая «бормотуха», зачастую полусладкая, противная, а в отдельных случаях, быть может, опасная для здоровья даже при условии употребления в небольших количествах. Чили в плане качества надёжнее, хотя и чилийские вина могут разочаровывать, особенно взыскательных любителей (подробнее см. ).

Кроме того, в тетрапаках продаются испанские, итальянские, французские и некоторые другие вина. Как правило, в наших супермаркетах это вина низкого уровня и явно посредственные, так что брать их не стоит (возможно, изредка и попадаются исключения, но…). Португальские вина (упоминавшийся выше Galitos, например), могут обладать достойным соотношением цены и качества, но встречаются в российских магазинах очень редко.

Неопровержимая истина гласит одну простую вещь: главное, это всегда быть пьяным. Потому что только в пьяном состоянии рождаются наиболее точные определения к политическим новостям. Но не травить же себя по такому случаю гадостью из грязных рук нечестивого продавца. Нужно брать изысканное пойло, от которого на душе становится легко, в мозгу рождается истина, сердце исходит в тахикардийном экстазе, а печень ласково говорит: «Ну ладно, дурачок, на сегодня я тебя опять прощу». И обязательно, чтобы ангелы летали над головой, как у Ерофеева. Необязательно очень дорогое, главное, хорошее. Остановимся на вине, потому что еще Владимир Ильич говорил: «Важнейшим из искусств для нас является кино вино».

Однако многие «гурманы» и «эстеты» с пеной у рта заверяют, что хорошего вина в супермаркетах нет. Его даже в элитных алкогольных магазинах раз-два и обчелся. Хорошие напитки этого типа либо за границей, в странах которые делать вино научились раньше, чем другие народы слезли с деревьев и научились целоваться, либо за очень и очень большие деньги. Кто-то посоветует делать вино самим, но, увы, не у всех есть шанс покупать сырье и место для хранения бочек. И вместо того, чтобы слушать их нытье и нелепые, взращенные сомнительным личным опытом советы, прислушайся к нашему выверенному, прожженному горьким опытом и здравым смыслом мнению.

За понты расплачивается печень

Прежде, чем протянуть дрожащую руку к прилавку, на котором написано «Шабли», специальное предложение всего за 180 рублей», вспомни простую истину: винная планета делится на благородные вина, вроде рислинг, шардоне, пино нуар или неббиоло, и сорта попроще, как старый друг твоих пьяных подруг: совиньон блан или мерло, барберу или треббьяно. Так что лучше брать хороший чилийский совиньон, чем закос под Францию в сивушном исполнении.

Не мешай


Тут на «ашановской» полочке, рядышком с греющими мочевой пузырь «Винами Кубани», был замечен сомнительный бренд. Ну что тут скажешь, проходи мимо, это такая же мура, как и «Червивочка», которую раньше делали из плодовых обрезков, а нынче, судя по всему, из обрезков продуктов жизнедеятельности. Такие вина – все равно что мусорная урна, братская могила из разных сортов винограда, мусорное ведро из не самого качественного сырья, в котором задача каждого «купажированного сорта» – замазать недостатки другого. В общем, очередной прием, чтобы поставить потребителя в позу элеганта. Покупайте, дети, вино одного сорта, купажированное, – все равно что самогон из коровьей кучи.

Бренд не бред

Большие производители, которые выпускают вина огромными партиями, – страшный сон . Но в нашем деле сомелье – выдержанный в дубовых бочках дьявол, который сбивает с мысли, провоцируя на покупку вина подороже. В душистом океане дешёвых вин ты сам себе сомелье, и если для него «супермаркетное вино» – это ругательство, то для тебя – спасение. О чем мы… Ах да, не бойся брендов и большого тиража. Ведь «народному бренду» нужно держать марку, зарабатывать деньги и спаивать народ. А значит, у них есть мощности, чтобы производить вино со стабильным уровнем качества. Это не значит, что ему нужно слепо следовать, но опасаться уж точно не надо.

Мощь общественного мнения


Слушай людское мнение. Различные приложения, в которых можно узнать мнение о товаре, стали реальностью. Не нужно спрашивать мнения профессионалов о крымском «Саперави», как и не надо спрашивать у кондукторши Нади мнение о Dom Perignon. Когда речь заходит о товарах массовых, народ не соврёт! Только обращай внимание на качество отзывов: чем бестолковее отзыв и чем больше внёс воды, тем дальше бутылка должна быть от твоей корзины. Иными словами – всё проплачено.

Старый – не значит хороший

Простые вина всегда сделаны готовыми к употреблению, успокойся. Если в 2016-м тебе пихают бутылку урожая 2000-го, то, скорее всего, тебя очень просят переплатить за мертвое и даже завонявшееся вино.

Акционный обман

Это может шокировать, волновать, даже возбуждать, но… Вино по акции – такая же хрень, как и просроченная кура по акции. Всё, что по акции, вызывает сомнения. Значит, от товара нужно поскорее избавиться. А зачем? Вот тут начинаются подозрения. Простая акционная логика: не брат ты мне, покупатель, а так, чертова болячка.

Весь мир делает вкусно

Перестань обращать внимание на Бургундию и Италию, перестань корить себя за недостаток средств на настоящий «Кьянти». Просто смирись с тем, что в Чили, в Аргентине, В ЮАР и даже в родной Фанагории умеют делать простые, не шикарные конечно, но тоже в общем-то неплохие вина. Отличные вина делают в Сербии. Можно спокойно найти гениальные недорогие бутылочки из Испании и Венгрии.


Доподлинно известно, чем южнее прописка у винограда, тем лучше вино. Поэтому не гнушайся Португалией и Аргентиной. На севере делают какой-то шмурдяк. Поэтому в Англии с ним проблема. Виноград – культура тепло- и светолюбивая, и его вкус сильно зависит от года урожая, так что по этой причине Италия не всегда радует винодельческими шедеврами. Если сезон был дождливый, то виноград может быть кислым. Собственно, по этой причине и указывается год урожая.

Пей и развивайся

Тебя ждут серьёзные тренировки. Только истинный сэнсей дешёвого вина может вслепую отличать мерло от каберне совиньона и прослыть винным гурманом. Для тренированных рецепторов отличить плохое вино от хорошего – простая задача.

Только красное и только сухое


Дело в том, что полусладкие вина популярны только в России и странах ближнего зарубежья. В остальном мире такое не жалуют, разве что братья болгары со своей «Кадаркой».

В чем их проблема? Да в том, что для их приготовления используются самые низкокачественные виноматериалы и отходы производства других видов. Мало того, это не вина, а лютый консервант. Не всегда, но очень часто. Это объясняется тем, что в сухих винах нет сахара, поэтому их брожение затруднено. В сладких сортах естественным консервантом выступает сахар.

Так что лучше выпей стакан сухого красного. Гораздо проще найти вкусное красное вино по приемлемой, нежели белое, потому как белое вино требует более деликатного подхода, а потому и стоит дорого. Хочешь белое – раскошелься.

Коробки, пробки…


Бытует мнение, что вино в пакете — не вино. А вино с откручивающейся пробкой – все равно что машина на деревянных колесах. Ни пластика, ни коробки, только обычные пробки. Вот тут начинается тот момент, когда опыт преобладает над мнением. Есть отличное вино с обычными аллюминиевыми крышками. Сейчас они набирают популярность среди производителей вина, благодаря малой себестоимости, практичности и «иммунитету» к заболеваниям пробки (например, грибка). Такими крышками закрывают бутылки с вином многие австралийские, чилийские, аргентинские, немецкие, швейцарские винохозяйства. И даже французы не брезгают.

Вино в пакете тоже не гарантирует пищевого отравления. В пакеты действительно чаще разливают недорогое вино, но это вовсе не значит, что оно низкого качества. Нормальное, вкусное вино. Такие коробочные вина можно встретить в Мальте и Испании, а в Австралии около 40% рынка забита коробками. Чаще всего коробка отличается от шмурди ценой, но что делать, хорошее вино 150 рублей стоить не может.

Не пренебрегай отечественным производителем

Не надо говорить, что вино из Молдовы, Грузии и России – стопроцентный кислый бред. Мол, все, что в магазине, выращено на фабриках, пришедших в запустение после развала СССР. Не надо ровнять родные вина под одну гребёнку, всё у нас с ними в порядке, кто, как не родина, напоит тебя славным вином за 250 рублей?

Вино в картонной упаковке – прекрасный вариант для пикников и загородных поездок, уверены многие. Между тем ценители относятся к напиткам “из пакетов” крайне скептически, считая их продукцией второго сорта. Насколько обоснованны такие утверждения и есть ли зависимость между упаковкой вина и его качеством?

«Секреты» виноделия

Способ упаковки вина в тару из комбинированных материалов, например в так называемую картонную упаковку или в коробку с вложенным в нее мешком из фольги и полиэтилена Bag in Box, был запатентован более полувека назад. В России такое вино появилось сравнительно недавно, но быстро набрало популярность, став постоянным атрибутом поездок “на шашлыки”. И это понятно. Куда удобнее вместо нескольких бутылок по 0,7 литра купить легкие коробки. Хлопот с ними никаких: они не разобьются в дороге, штопор для них не нужен, тащить обратно пустую тару тоже нет необходимости (ее можно просто сжечь). В общем, плюсов масса.

Есть сомнения

Часто к преимуществам пакетированного вина относят и тот факт, что такую упаковку сложно подделать, поскольку для этого требуется специальное оборудование. Возможно, это утверждение не лишено оснований, когда речь идет о коробках с внутренними пакетами и штуцером. Но литровые упаковки не такое уж серьезное препятствие для фальсификаторов, желающих подзаработать. А низкая стоимость отдельных марок вина в такой таре не может не наводить на подозрения. В то время как стоимость самой дешевой бутылки вина давно уже перешагнула рубеж в 100 рублей за 0,7 литра, литровый пакет можно купить за 70–80 рублей, а иногда и дешевле. Вот почему мы решили провести исследование качества вин, которые продаются в небьющейся таре. Основное внимание сосредоточили на упаковках объемом 1 литр.

НЕ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИИ

Конечно, картонную упаковку можно расценивать исключительно как походный вариант “застолья”. Вино в пакетах на празднично накрытом столе – явный моветон. Наверное, правы сторонники традиционного “бутылочного” винопития, утверждающие, что картонная упаковка разрушает эстетику потребления вина. Кстати, в коробки не разливают марочные и коллекционные вина, в букетах которых играют роль малейшие оттенки. Выдерживать вино и хранить его на протяжении нескольких лет – по-прежнему привилегия стеклянной тары.

Но все-таки у вина “из пакетов” есть своя ниша. Содержимое картонных коробок – вина, не предназначенные для длительного хранения, не претендующие на изысканность, но имеющие свою прелесть и характерные вкусовые особенности. Для хранения и продажи такого вина коробки – вполне подходящий вариант. Они предохраняют напиток от солнечных лучей и защищают его от воздействия микроогранизмов.

Выбор сделан

Среди образцов, закупленных для испытаний, оказались популярные отечественные бренды и зарубежная продукция – всего десять столовых сухих вин (красных и белых). Пять из них произведены в Краснодарском крае и на Ставрополье, три, если верить этикетке, были французскими, и по одному напитку “родом” из Сербии и Болгарии.

Все образцы отправили в научную лабораторию и попросили экспертов ответить на один-единственный вопрос, соответствует ли эта продукция своему наименованию. То есть является ли она вином. Когда исследования закончились, нас пригласили для оглашения результатов. Они оказались просто шокирующими: ни один из образцов, представленных на испытания, вином называться не может!

В теории…

За комментарием мы обратились к ведущему научному сотруднику Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований качества и технологий пищевых продуктов Московского государственного университета пищевых производств, заместителю проректора по научной работе МГУПП, д. т. н, профессору Александру КОЛЕСНОВУ .

– Если бы целью нашего исследования было формальное испытание продукции на соответствие показателям ГОСТ Р 52523-2006 “Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия”, то вероятнее всего образцы уложились бы в предусмотренные нормативы, – рассказывает Александр Юрьевич.

– Подделать вино так, чтобы оно отвечало стандартным показателям (содержанию сахара, спирта, даже лимонной кислоты) несложно. Но мы решили провести научное исследование, в котором при изучении состава продуктов учитывались основы теории и практики виноделия .

Дело в том, что в технологии изготовления вина применяются процессы, основанные на биологических и биохимических принципах преобразования веществ. И по количественному содержанию одних компонентов, которые образуются или расходуются, например, при брожении, можно с уверенностью судить о количественном содержании других. Пожалуй, самый типичный пример такой “нерушимой связи” – образование этилового спирта из сахаров. Количество образовавшегося в вине этанола (этилового спирта) напрямую зависит от того, сколько в винограде было природных сахаров – глюкозы и фруктозы. Нарушить эту взаимосвязь можно лишь в результате искусственного вмешательства, скажем, путем добавления сахара или спирта. Но как только связь нарушается, сразу становится очевидно, что напиток “левый”, ведь сахара-то столько не было.

...и на практике

– Вот как это выглядит на примере нашего исследования, – продолжает Александр Юрьевич. – В образцах, которые мы изучали, степень сбраживания очень высокая, около 99%. Это означает, что весь сахар, в основном глюкоза, сброжен и получился спирт. При такой степени сбраживания остаточная доля глюкозы должна быть очень маленькой – от 1 до 7%, а она необъяснимо высокая: 18,8–68,4% (см. таблицу). Почему? Скорее всего при изготовлении образцов или виноматериалов их состав был модифицирован. То есть в них что-то добавили – либо спирт, либо глюкозный сироп.

Это азбучный пример из теории и надлежащей практики виноделия. Но мы оперировали и другими показателями и выяснили, что их взаимосвязь тоже нарушена. Например, количество глицерина (он также образуется в процессе брожения) напрямую связано с количеством этилового спирта. Однако и эта зависимость в ряде случаев отсутствует. Так называемый глицериновый фактор – один из показателей качества в натуральных винах обычно колеблется в пределах 8–10 единиц, но может иметь небольшие отклонения в зависимости от региона. Однако в половине исследованных образцов он либо превышает все возможные границы, известные науке о вине, либо, напротив, меньше (см. таблицы). Такой эффект может достигаться путем смешивания различных компонентов, но никак не классическим брожением. К тому же во многих образцах теста понижено содержание калия, что также нехарактерно для вина. Есть и другие нарушения в цепочке “причинно-следственных связей”, которые непросто объяснить потребителю, незнакомому с технологией и научными основами виноделия. Но повторюсь, абсолютно все образцы демонстрируют отклонение в одной из самых главных характеристик – соотношении остаточной доли глюкозы и степени сбраживания . Даже один этот фактор позволяет сделать вывод, что они не являются натуральными винами.

Вот так открытие!

– А что же тогда представляет собой эта продукция? – задаем мы вопрос специалистам.

– Чтобы утверждать что-то определенное, нужно проводить дополнительные, более углубленные исследования, – объясняет Александр Юрьевич. – Без них мы можем только предполагать, какие из способов фальсификации применил тот или иной производитель. В одних случаях это могли быть виноматериалы, которые довели до кондиции, подливая спирт или добавляя сахар. В других случаях виноматериал мог отсутствовать вовсе. Обошлись так называемым концентратом из растительных красящих экстрактов. К сожалению, он получил сейчас широкое распространение у недобросовестных изготовителей. Вообще “порошковое виноделие” сегодня очень популярно. Из кожуры винограда получают водную вытяжку. Вот тебе и основа для вина. Потом добавляют сахар, спирт, лимонную или яблочную кислоту – и вино готово. Между прочим, ингредиенты из порошка для приготовления вина сегодня открыто демонстрируют на выставках, так что никакого секрета здесь нет. Однако в нашем случае большинство образцов, я думаю, сделано все же на основе виноматериалов.

Пища для размышлений

Признаться, результаты исследования нас ошеломили. Получается, что нет особой разницы, отечественное вино или импортное. Судя по всему, производители занимаются фальсификацией в мировом масштабе. Что в общем-то неудивительно, раз так несложно обойти действующие отечественные стандарты. Видимо, предполагается, что вино в коробках и пакетах предназначено для невзыскательного потребителя. Так что любителям отдыха на природе есть над чем задуматься.

Результаты испытаний сухого красного столового вина

1 2 3 4 5 6
  1. Русская Лоза “Каберне” (производитель / импортер: ЗАО “Русская Лоза”, Россия, Краснодарский край, г-к. Анапа, п. Сукко)
  2. Русская Лоза “Мерло” (ЗАО “Русская Лоза”, Россия, Краснодарский край, г-к. Анапа, п. Сукко)
  3. Хеброс “Мерло” (“Hebros-Vinprom”, Болгария / ООО “Лудинг-Трейд”, Россия, г. Москва)
  4. Vino Zupa “Вранац” (“ВИНО ЗУПА”, Республика Сербия, / ООО “Лудинг-Трейд”, Россия, г. Москва)
Наименование Русская Лоза “Каберне” Русская Лоза “Мерло” Монастырская трапеза Хеброс “Мерло” Vino Zupa “Вранац” Cantabrik
Объем, л 1 1 1 1 1 1
Цена, руб. *) 95 95 80 165 120 195
24.09.2010 /
24.03.2012
10.08.2010 /
10.02.2012
25.09.2010 /
не ограничен
14.07.2010 /
не ограничен
04.08.2010 /
не ограничен
17.06.2010 /
17.06.2013
10–12 10–12 9–11 10–12 11 11
10,58 10,42 9,25 9,5 10 10,2
не более 4 не более 4 не указано 0 2 1
0,64 1,17 0,32 2,2 0,38 0,3
29,7 18,8 28,1 55,9 68,4 20
99,64 99,33 99,79 98,64 99,77 99,83
не соответствует не соответствует не соответствует не соответствует не соответствует не соответствует
10,05 9,93 17,77 17,02 9,69 7,51
Результаты испытаний Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином

Результаты испытаний сухого белого столового вина

1 2 3 4
  1. Русская Лоза “Шардоне” (ЗАО “Русская Лоза”, Россия, Краснодарский край, г-к. Анапа, п. Сукко)
  2. Монастырская трапеза (ООО “Минераловодский завод виноградных вин”, Россия, Ставропольский край, п. Ленинский)
  3. Cantabrik (“Груп Уккоар С.А.”, Франция / ЗАО “Мозель”, Россия, г. Санкт-Петербург)
  4. Кюве Престиж (“Груп Уккоар С.А.”, Франция / ЗАО “Мозель”, Россия, г. Санкт-Петербург)
Наименование Русская Лоза “Шардоне” Монастырская трапеза Cantabrik Кюве Престиж
Объем, л 3 1 1 1
Цена, руб. 300 80 198 200
Дата изготовления / срок годности 17.09.2010 /
17.03.2012
10.09.2010 /
не ограничен
16.06.2010 /
16.06.2013
07.04.2010 /
07.04.2013
Алкоголь (этанол), % об. заявленный 10–12 9–11 11 11
Алкоголь (этанол), % об. фактический 11 9,27 10,46 9,67
Углеводы (общий сахар), г/л заявленные не более 4 не указано 1 2
Углеводы (общий сахар), г/л фактические 1,7 0,34 0,2 0,2
Доля глюкозы в общем сахаре, % 65,3 50 35 27,3
Расчетная степень сбраживания, % 99 99,78 99,59 99,87
Соответствие степени сбраживания и доли глюкозы в общем сахаре**) не соответствует не соответствует не соответствует не соответствует
Глицериновый фактор (норма 8–10) 9,48 18,88 6,58 6,36
Результаты испытаний Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином Продукт не является подлинным сухим вином

Выводы теста:

    Даже по тем трем показателям, по которым проверялись образцы (остаточная доля глюкозы, глицериновый фактор и содержание калия), можно сделать вывод о том, что ни один из них не является натуральным вином, изготовленным по классической технологии.

    Во всех винах остаточная доля глюкозы не соответствует степени сбраживания, она значительно выше допустимого предела.

    В винах “Монастырская трапеза” (красное и белое) и Хеброс “Мерло” выявлено значительное превышение нормы по показателю “глицериновый фактор”. В винах Cantabrik (белое) и “Кюве престиж” , напротив, пониженное значение этого показателя.

    В образцах “Русская Лоза” Каберне, “Русская Лоза” Мерло, “Монастырская трапеза” (красное и белое), Хеброс “Мерло”, “Русская лоза” Шардоне оказалось пониженное содержание калия. Это также говорит о нарушениях технологии приготовления напитка.

    В образце Хеброс “Мерло” обнаружен сахар, которого, судя по этикетке, быть не должно.

Слушать грохот бутылок, катающихся по багажнику автомобиля, - чем не альтернатива музыке или общению? Однако если вы предпочитаете традиционное звуковое сопровождение дороге, для вас давно придуман более транспортабельный вид упаковки вина.

Вина в картонных упаковках немало пострадали от покупательской неосведомленности: якобы таким образом хорошее вино не разливают. Но даже несмотря на это, российский рынок вин в асептической картонной упаковке растет не по дням, а по часам. Очевидно, в России становится все больше людей, которые, вслед за европейцами, предпочитают экономить на таре, а не на качестве вина, - последнее, кто бы что ни думал, никак не связано с материалом, из которого изготовлена упаковка. Другое дело, что великие вина по эстетическим причинам не принято разливать в картон, но вот качественные столовые вина - вполне.

Среди тех, для кого защита окружающей среды - не пустой звук, вина в картонной упаковке стали настоящим трендом: по сравнению со стеклянной бутылкой это гораздо более экологичный вид упаковки. Особенно важна экологичность упаковки в случае активного употребления вина - вот почему в странах с развитой винной культурой (Франция, Испания, Италия, Чили, Аргентина) вина в картонной упаковке составляют уже до 50 % от общего объема рынка. На формирование тенденции повлияло и безусловное удобство картонной упаковки: она почти ничего не весит, легко открывается и сохраняет вкусовые качества вина даже после вскрытия.

Fernando Castro Tempranillo

красное полусладкое
3 л / Испания

Идолопоклонники сухих вин вменяют полусладким в вину их топорную простоту: за сахаром, дескать, вина-то и не разглядеть. Попробуйте, не сообщая о содержании сахара, налить такому знатоку сортовое вино темпранильо от Fernando Castro и посмотрите на результат. В глазах дегустатора выпишется сначала удовольствие от сухого аромата, не кричащего, но заметного и приятного, в котором угадывается не то легкий дымок от костра в лесу, не то согретое летним солнцем дерево; после первого глотка на лице объявится удивление: какая неожиданная сладость после такого аромата; но очень скоро за сладостью проступит деликатная терпкость и естественный виноградный вкус, а затем - долгое, свежее, явно сухое послевкусие. Хороший выбор не только для оупен-эйров, но и для повседневного употребления.

Penasol

красное сухое
1 л / Испания

Вряд ли кому-нибудь придет в голову вынюхивать оттенки аромата, когда речь идет о вине, налитом в пластиковый стаканчик где-нибудь в лесу с целью запить свежезажаренное на углях душистое мясо. Но в том-то и дело, что участь испанского красного Penasol не исчерпывается пикниками: вино вполне можно употреблять из цивилизованной посуды в цивилизованной обстановке. Вот тогда-то у вас будет шанс удивиться оригинальному запаху вина - дымному, похожему на пуэр, с глубоко запрятанной, но все-таки отыскиваемой травяной кислинкой. Вкус вина, не в пример запаху, ровный и понятный: в нем нет ни намека на кислятину, зато есть освежающая терпкость, легкая сладость и согревающее, долгое, пряное и пьяное послевкусие. Недостаток только один - остановиться может быть трудно.

Poggese

красное сухое
1 л / Италия

Если провернуть фокус и разлить Poggese по бокалам или стаканчикам так, чтобы никто из гостей не видел упаковку, не исключено, что, сняв пробу, они засыплют вас просьбами показать бутылку. То, что вино налито из картонной упаковки, вряд ли кому-то придет в голову: в нем есть сложность, дающая пищу для энологических размышлений, и ровность, делающая почти любое гастрономическое партнерство с ним крайне выгодным. Это вино обманывает ожидания: оказывается на вкус гораздо интереснее и благороднее, чем можно предположить по запаху, крепкому, молодому и задорному. Такой обман идет во благо восприятию: на фоне чуть ли не простецкого запаха и традиционно ассоциирующейся с сегментом эконом упаковки вино кажется прямо таки роскошным. Возможно, потому, что таково оно и есть.

Vinas Riojanas

красное полусладкое
1 л / Аргентина

В Аргентине с вином не принято церемониться - в том смысле, что церемония его распития проста настолько, что как бы и не существует вовсе: вино пьют за обедом, как компот, и за ужином, как чай. Чтобы такой стиль употребления не наносил урон ни здоровью, ни кошельку, вино должно быть безоговорочно качественным, но простым и непретенциозным. Красное полусладкое из провинции Ла Риоха - образец как раз такой компромиссности: не претендующее быть чем-то большим, чем просто вино, оно является при этом вином в том лучшем смысле этого слова, какой в него вкладывают аргентинцы: прямолинейный виноградный вкус, обезоруживающая сладость, характерная для домашнего вина пьянящая мощь и любопытная горчинка в послевкусии - очевидно, чтобы не расслаблялись.

Fernando Castro Airen

белое полусладкое
3 л / Испания

Виноградный сорт «айрен» - самый массовый в Испании. При этом для неиспанцев вина из него могут стать настоящим открытием: на фоне эфемерных белых вин Франции, к примеру, или Италии неожиданная экспрессия этого белого кажется чуть ли не нахальством. Но если и нахальство, то оправданное: сильный солнечный запах заизюмленного винограда, простой интенсивный вкус с намеком на сухофрукты, сладость, выливающаяся в кислинку, и приятное послевкусие, в котором есть что-то от русского узвара, - все это делает айрен от Fernando Castro нетривиальной, но более чем конкурентоспособной альтернативой недорогим французским белым. Пробовать его можно с чем угодно, но если это происходит на природе, лучше иметь с собой портативный холодильник.

Poggese

белое сухое
1 л / Италия

Тем, кому не интересны ни биография винограда, ни даже его сорт, кто не видит в вине никакой истины, а лишь хочет получить простую человеческую радость от вкусной еды в хорошем алкогольном сопровождении, белое Poggese можно рекомендовать без всяких рисков: в этом вине все предельно просто и предельно же хорошо. Вот вроде и кислинка есть, но она не сводит скулы, а, наоборот, заставляет расплыться в улыбке. Фруктовые нотки во вкусе настолько естественны, что не перетягивают одеяло на себя и уж тем более не позволяют заподозрить производителя в использовании каких-либо вкусовых добавок. Травянистый привкус нисколько не раздражает, тем более что в послевкусии он исчезает, уступая место чистому и приятному винограду.

Все это вино перевозится грузовиками, поездами, самолетами, пароходами, останавливаясь по пути своего движения и перегружаясь где-то у дистрибьютеров, импортеров-экспортеров или в рознице, прежде чем они достигнут своей финальной точки путешествия - дома потребителя или подвала ресторана.

Транспортировка вина остается одним из основных источников выбросов в атмосферу вредных газов, усиливающих парниковый эффект. Неудивительно, почему экологически думающие производители вина уже давно ищут альтернативу привычным стеклянным бутылкам. Конкурентная стеклу упаковка должна быть доступна по цене, легко перерабатываться, легко утилизироваться или повторно использоваться.

Для вин, которые предназначены для скорого потребления, стекло не является оптимальным материалом. Изначально стеклянная тара предназначалась для многоразового ее наполнения, хотя сегодня стеклянные бутылки вина выкидываются после первого же их использования. Нельзя сказать, что из-за этого начали массово отказываться от стеклянной тары. Просто пошли по другому пути - всячески уменьшать вес бутылок. Но в то же время появились и альтернативные варианты упаковки - небольшие бочки наподобие пивных кегов, пластиковые пакеты внутри картонной коробки (bag-in-box), пластиковые и алюминиевые бутылки, картонная упаковка, пластиковые пакеты и другое. Правда все они имеют один общий недостаток - вино в них может находиться относительно недолго, не более одного года, после чего качество его может начать ухудшаться. Журнал Wine Spectator попытался выявить преимущества и недостатки разных видов винной упаковки. И вот что получается:

Наименование

упаковки

Возобновляемость

Переработка

Повторное

использование

Биологичекское

разложение

Вес упаковки для хранения 9 л вина

Стеклянные

бутылки

3,6 - 10,8 кг для 9-литрового ящика

Картонные коробки (bag - in - box )

450 г в эквиваленте к 9-литровому ящику

Картонные тетрапаки

Возможно

Возможно

Пластиковые пакеты (pouch)

Возможно

Около 300 г

Пластиковые бутылки

Алюминиевая упаковка

Около 500 г

Бочкообразная тара (keg )

Возможно

4,5 кг для 10-литровой емкости

Бумажная тара

Стеклянные бутылки



Стекло имеет массу плюсов, что и сказалось на его повсеместном использовании в качестве винной тары. Оно прекрасно сохраняет вино десятилетиями не давая проникнуть в него посторонним запахам, инородным частицам, кислороду. Изготавливается стекло из доступных, дешевых и имеющихся в большом количестве компонентов: песок, сода, известь, бой стекла. Стеклянные бутылки могут перерабатываться опять в тару неограниченное число раз без создания отходов и побочных продуктов.

Но, с другой стороны, стекло требует большого количества энергии на свое изготовление. У этого вида упаковки большой вес. Стандартная 750-мл бутылка весит 480-575 г. Бутылка под шампанское весит уже 900 г. Для некоторых стран стеклянная тара имеет еще один недостаток. Для защиты вина от воздействия ультра-фиолетовых лучей бутылкам придают цвет, как правило зеленый. В Британии, которая импортирует вина намного больше, чем производит сама, накапливается избыток зеленого стекла, которое очень трудно превратить в прозрачное. Например, чтобы использовать его для прохладительных напитков, которые требуют бесцветной стеклянной тары.

Современные технологии позволяют производить более легкие стеклянные бутылки (не более 300 г веса) с меньшей затратой энергии для их изготовления. На сегодня в развитых странах повторно перерабатывается 23% стеклянных бутылок, что не много.

Картонные коробки



Начавшие применяться в 1970-х герметично закрытые bag-in-box являются на сегодня наиболее серьезной альтернативной упаковкой. Емкостью от 1,5 л до 5 л для розницы (или для ресторанов) она более эффективна, занимая значительно меньше места при перевозке и хранении, чем эквивалентный объем вина в бутылках. Картонная коробка полностью подвергается переработке. Пластиковый мешок вместе с краником частично перерабатываются. Недостаток - не годится для длительного хранения вина. Уже раз открытое вино в такой упаковке надо выпить в течение 2-3 недель. А срок хранения нетронутой упаковки не более года с момента заливки вина в пластиковый мешок.

Долгое время вина в bag-in-box воспринимались потребителями как низкокачественные. Этот стереотип начал меняться в последнее время, когда в подобную упаковку стали разливать достаточно качественные вина. Для ресторанов, где вино продается разлитым по бокалам, поставляются большие пластиковые пакеты (до 10 л), вложенные уже в настоящую бочку соответствующего размера. По мере опорожнения пакета, он выбрасывается, а в ту же бочку закладывается новый.

Картонные тетрапаки



Для данного вида упаковки характерно высокое соотношение между весом вина и упаковки, куда оно залито - 96:4. Для стеклянной бутылки, например, это соотношение 60:40. Тетрапаки, как правило, выпускаются на 1 л или 500 мл. Благодаря их плоской поверхности, тетрапаки можно плотно укладывать и для того же количества вина один грузовик пустых тетрапаков равен 26 грузовикам с пустыми стеклянными бутылками. Как упаковка для вина они впервые был применены в США в 2004 году. Упаковка состоит на 70% из перерабатываемой бумаги. Слои из алюминеевой фольги и полиэтилена делают такую упаковку герметичной и препятствуют попаданию в вино воздуха, защищают его от света и загрязнений. Рекомендуется, чтобы время хранения вина в закрытом тетрапаке не более 12-18 месяцев.

Пластиковые пакеты (pouch )



Фактически, это очень плотный пластиковый мешок но без внешнего картонного ящика. В подобного вида мешки, но значительно меньшего размера, заливаются, например, майонез или кетчуп. Выпускаются различной емкости (до 3 л), с краником для предотвращения попадания в вино кислорода и без. Время хранения вина в закрытом мешке не более года. В силу того, что пластиковый мешок достаточно гибкий, прочный и быстроохлаждаемый его особенно удачно брать на пляж, в бассейн, в поход. Впервые подобная упаковка была использована в 2008 году. Главное преимущество этого вида упаковки - необыкновенная легкость. 10 таких пустых мешков занимают объем одной стеклянной бутылки.

Алюминиевая упаковка



В алюминиевые банки разливается сегодня так много напитков, так почему же их нельзя использовать и для вина? Они не бьются, быстро охлаждаются, блокируют попадание света внутрь. Алюминий, к тому же, хорошо перерабатывается. Например, в США процент переработки алюминия куда выше, чем стеклянных и пластиковых бутылок. В алюминиевых банках на 187 мл с прикрепленной к ним пластиковой соломинкой калифорнийская винодельня Френсиса Коппола выпускает игристое вино. В подобную тару чуть большего размера разливают и просекко. Рекомендуемый срок хранения - не более 6 месяцев.

Пластиковые бутылки



Их еще называют РЕТ, поскольку они сделаны из polyethylene terephthalate. На магазинной полке многие воспринимают их как обычные бутылки. Тем не менее, подобная упаковка пока имеет серьезные имиджевые проблемы, поскольку у потребителей она сразу вызывает ассоциации с обычной водой, которую в больших объемах продают в подобной упаковке.

В основе изготовления таких бутылок лежат материалы, которые не поддаются биологическому разложению, но повторно перерабатываются в те же пластиковые бутылки или покрытия для полов. Они пропускают больше воздуха, чем стекло, поэтому не являются идеальной упаковкой для защиты вина. Срок хранения вина в такой упаковке от 6 месяцев и до двух лет, прежде чем окисление вина станет заметной проблемой.

Кеги



После нескольких не совсем удачных попыток начать использовать подобную тару для вина, предпринятых в 1980-х и построенных на принципе продажи вина (даже качественного) на розлив, эта «концепция» вновь вызвала повышенный интерес в последние несколько лет. Обычно такая тара, сделанная из нержавеющей стали, вмещает объем вина сопоставимый с 26 бутылками и хорошо подходит для ресторанов, где практикуется продажа вина по бокалам или графинам. Вино получается более дешевым, исчезает проблема с утилизацией пустых бутылок. Кроме того, в такой бочке вино не подвержено окислению - под защитой инертного газа вино будет оставаться свежим в течение до двух месяцев при уже открытой и неполной бочке и до года при запечатанной. Пустую бочку возвращают производителю вина, моют, стерилизуют и наполняют снова. Срок жизни такой упаковки - до 30 лет. Экономически оправдано, чтобы пустые бочки путешествовали не более 600-700 км.

Бумага



Эта тара появилась на рынке только в конце прошлого года и по форме напоминает обычную бутылку, но сделана из плотной бумаги с тонким пластиковым слоем внутри. Эта тара очень легкая, прекрасно перерабатывается и биологически разлагается. Правда пока трудно еще говорить, насколько новые бутылки придутся винной индустрии по вкусу, насколько она их примет? С точки зрения имиджа, она пока не тянет за собой негативные ассоциации вроде «если вино в бумаге - значит низкокачественное». Опять же форма здесь предлагается близкая к классической, бутылочной.

У мировой винной индустрии сейчас огромный выбор, какую тару использовать. Каждый производитель выбирает для себя наиболее близкую и подходящую ему упаковку сообразно своим пожеланиям и представлениям. Конечно, лучшие вина левобережных шато, равно как и правобережных, вряд ли в ближайшее десятилетие откажутся от использования стеклянных бутылок. Но их владельцам, да и, скорее всего, покупателям этой продукции, наверняка в последнее время просто не приходилось самостоятельно поднимать по лестнице ящик с вином. Хотя бы на второй этаж.